Меню Закрыть
Главная страница   /   Музыкальный коллект…   /   ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕН…

ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ В СВЯТО-НИКОЛЬСКОМ ЧЕРНООСТРОВСКОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Преображение Господне – один из престольных праздников Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря – всегда отмечается торжественно. И в этом, 2021 году, несмотря на все сложности, и опасности времени, прошел радостно и торжественно.

Величественный Никольский собор, похожий на огромный белый корабль, имеет три престола. Нижний, в честь Всех Святых, символизировал тело, и изначально планировался как усыпальница. Средний, в честь Святителя Николая-чудотворца, – самый просторный и праздничный – символизирует душу, украшенную множеством добродетелей. И верхний – самый светлый – посвящен празднику Преображения Господня, и символизирует Дух Святой, обитающий в храме и в человеке как Храме Божием.

Ранняя Литургия в этот праздник служилась в верхнем, Преображенском приделе храма. А после водосвятного молебна с освещением плодов земных ради большого количества прихожан, как обычно, служилась и поздняя Литургия в Никольском, главном приделе собора, после которой прошел праздничный Крестный ход вокруг собора.

Традиционно после праздничного богослужения как продолжение Литургии прошла  праздничная трапеза с участием священнослужителей, сестер, гостей и прихожан обители. А после богато украшенного стола – своим изобилием плодом земных символизирующего изобилие плодов Духа и Царство Небесное, пришедшее в силе, в большой трапезной монастыря прошел концерт музыкального коллектива «Отрада».

Праздник, напоминающий о Евангельском событии, сделавшего простых рыбарей богословами и созерцателями Нетварного Света, и всех нас делает причастниками этого Таинства. Начиная от участия в богослужении и Крестном ходе, в Таинствах Исповеди и Причастия, через слышание слов песнопений и Писания – Евангелия и пророков, чтения за трапезой – слова святителя Григория Паламы о Преображении. Через служение ближним – гостям и прихожанам монастыря, ради того, чтобы они вместе с теми, кто посвятил свою жизнь Богу, смогли почувствовать и увидеть глазами сердца Свет Преображения, Свет любви Христовой в окружающей их красоте и заботе.

Праздник Преображения – Яблочный спас – один из самых народных праздников. Но одновременно с этой народностью и простотой это праздник один из самых глубоких и высоких по своему богословскому значению. Ведь и апостолы были людьми из простого народа, но и им, как и всем нам Господь открыл Свои тайны. Показал «нечто великое и таинственное» Показал, что «великое зрелище Света Преображения Господня есть тайна восьмого дня, т. е., будущего века, имеющего открыться после погибели сотворенного в течение шести дней мира».

Как поясняет Святитель Григорий Палама, «Неисповедимый Свет и таинственно явлен апостолам и начальнейшим из пророков в то время, когда (Господь) молился; этим показано, что родительницей этого блаженнаго видения была молитва, что блистание происходило и являлось от соединения ума с Богом, и что оно подается всем тем, которые, при постоянном упражнении в подвигах добродетели и молитвы, устремляют ум свой к Богу». Так и в жизни монастыря началом всех добрых дел, всего служения миру – праздничных трапез, концертов, помощи малоимущим, всей духовно-просветительской деятельности – является молитва.

По словам Святителя Григория Паламы, «пристально же взирающий на сияние истинной красоты … принимает как бы некое участие в ней, как бы начертывает некоторый яркий луч на своем лице». Поэтому все, кто вкушает от плодов монашеской молитвы в таком общественном служении монастыря, также должны и сами озариться Незримым Светом Божества, и стать причастниками Преображения.

«Будем веровать так, как научили нас те самые, которые просвещены от Самого Христа, — желаем своей пастве на праздник Преображения и с ними и всем нам Святитель Григорий Палама, — Мы же разумея тайну Преображения Господня Преображения Господня по их наставлению, будем и сами стремиться к озарению этим Светом и возгревать в себе любовь и стремление к Неувядаемой Славе и Красоте, очищая духовные очи от земных помыслов и огребаясь от тленных и скоропреходящих сладостей и красот, помрачающих одежду души и ввергающих в огнь гееннский и тьму кромешную, от которых да освободимся озарением и познанием Невещественного и Присносущного Света преобразившегося на Фаворе Спаса нашего, во Славу Его, и Превечного Отца Его, и Животворящего Духа, Которых Едино Сияние, Едино Божество, и Слава, и Царство, и Сила ныне и присно и во веки веков. Аминь».